sikalov (aaazzz121) wrote,
sikalov
aaazzz121

Про "Остров" для ШО

«Остров» Павла Лунгина, «где бомж на плакате» (слова одного из зрителей), мог бы стать настоящим, большим кино, символическим, этапным, который свинтил бы тусклую глянцевую лампочку и заменил ее ожигающим факелом и о который, наконец, споткнулась и опрокинулась вся эта чехарда постылых лент — «халифов-на-час». Кино, просмотр которого превратился бы в сознательный выбор, труд души.
Для этого были все предпосылки: и серьезность сюжета (почти Достоевский), и высокая проблематика (ведь когда в последний раз в России, да и не только, темой кино становилась схима, уход от мира, покаяние?), и присутствие в главной роли Петра Мамонова, не только редкого по масштабу дарования актера, но и одного из последних апологетов «внутреннего делания» (не зря же уехал жить в деревню, не зря использует любое интервью для проповеди; видать — болит). И все же «Острову» мучительно не хватает чего-то. Позже понимаешь причину: стилизация. Это не fake, не подделка, а ложь тонкая, но бьющая точно во вкусовой центр головного мозга. Когда ко всему «приделано» ощущение, хорошо передаваемое словечком «типа». Люди добрые, но этого не было в «Такси-блюзе». А ведь тот же Лунгин.
Сизо-серые тона, в которых сделана лента, воспринимаются не как аскетичный минимализм, а как его красивая стилизация. Лица у анахоретов (Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев) благополучные, холеные, и никакой грим не способен это скрыть; чувствуется, что в повседневной жизни артисты без нужды не рефлексируют, хорошо питаются и, слава Богу, по-настоящему не страдали, и нет им никакого дела до угрюмого жития в скиту. Хорошо еще, что лед становится опасно тонким в сцене практически финальной, когда Дмитрий Дюжев (отец Иов), доселе игравший лиц весьма далеких от подвигов смирения и отшельнических благочестий, несет крест. Нет, ребята, извините, не верю… Не верю в эту мультиплановость, универсальность, «невыносимую легкость» амплуа, которая почти всегда, за исключением редких, гениальных и счастливых случаев, отдает дешевкой. А может, то он несет крест на кино?..
Сказанное, впрочем, не относится к Петру Мамонову. Мамонов, который исполнил, вероятно, лучшую мужскую роль последнего времени, неподражаем и не старательно, но подлинно юродив. И тяжкий грех, совершенный его героем, ощущаешь как личное бремя — что называется, печенкой. Вот ради Петра Николаевича и стоит, наверное, посмотреть «Остров». Мамонов — кряж, сучковатая и узловатая, не испорченная лаком коряга, фактура и натура; он разрушает тонкую пленку глянцевитой драмы, прилежно отснятой дорогой камерой, сквозь него зримо видишь вьющихся и приплясывающих около человеческой души бесов. Единственное — Мамонов всегда играет себя, и в экзальтированной фигуре чудотворца-островитянина проглядывает то горький запойный саксофонист из «Такси…», то «шоколадный Пушкин», то «лысый брюнет» — нескончаемый мамоновский моноспектакль, который своеобычно претворен в фильме Лунгина. Может, оно и к лучшему.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments